DESIGNED BY MIXWEBTEMPLATES

Крупнейшие аварии на шахтах мира

Крупнейшие аварии на шахтах

 
Авария на шахте «Зыряновская», 2 декабря 1997 года. 67 погибших
Авария на шахте «Зыряновская» произошла 2 декабря 1997 года во время пересменки второй и третьей смены на пласте № 14 в очистном забое. Основной причиной был указан человеческий фактор. Якобы комбайнёр качалкой комбайна раздавил самоспасатель, который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли. Погибло 67 человек. 

Известно, что подготовительные работы по пуску лавы отставали от графика, который предусматривал проведение вентиляционного и конвейерного штреков от конвейерного уклона к фланговому уклону, нарезку монтажной камеры на фланге после сбойки штреков с фланговым уклоном и работу очистного забоя от фланга к конвейерному уклону с прямоточной схемой проветривания. Руководство шахты и объединения, зная о большом газовыделении пласта 14 и представляя все связанные с этим риски, приняло абсурдное решение о пуске лавы прямым ходом. Монтажная камера была нарезана непосредственно от конвейерного уклона, смонтирован комплекс и очистной забой «поехал». Впереди лавы проходческие забои вели вентиляционный и конвейерные штреки, а третий проходческий забой углублял конвейерный уклон. По всей вероятности, во время посадки кровли из выработанного пространства газ был выдавлен в очистной забой, где и взорвался. Вслед прогремело ещё несколько взрывов угольной пыли. Две смены погибло, за исключением нескольких человек, которые совершили ранний выезд. 

 

Комиссии под руководством тогдашнего вице-премьера правительства Олега Сысуева удалось обнаружить в шахте раздавленный самоспасатель. При движении вверх комбайна 2ГШ-68Б находившийся на его корпусе самоспасатель от сотрясения попал между бортом кабелеукладчика и бортом добычной машины и был раздавлен выступающей плитой крепления подающего зубчатого колеса. Произошло обнажение химического состава, контакт его с угольной пылью и водой для орошения, что вызвало интенсификацию реакции и возникновение. Комиссия посчитала, что в выработках скопилась повышенная концентрация газа метана, а раздавленный самоспасатель явился «спичкой», которая и привела к взрыву. Поскольку за несколько минут до взрыва по показаниям приборов концентрация метана была в норме, то, по мнению комиссии, причиной аварии могло быть только невыполнение правил технической эксплуатации. 

Никто из руководящих работников объединения Южкузбассуголь и шахты «Зыряновская» не был наказан. 

 
 
 
 
 
 
 
 
2. Авария на шахте им. Баракова (Украина), 11 марта 2000 года. 80 погибших
Авария на шахте им. Баракова — взрыв пылевоздушной смеси на шахте им. Баракова (г. Краснодон, Луганская область, Украина), произошедший 11 марта 2000 года и ставший самой крупной (после взрыва 18 июня 1908 г. на Рыковских копях) по катастрофическим последствиям аварией в Донбассе. 

На момент взрыва на аварийном участке находилось 87 человек: три человека монтажного участка на откачке воды, 66 человек добычного участка № 5 на ведении ремонтных работ, 18 человек участка конвейерного транспорта на ремонте конвейеров. 

 

Взрыв пылевоздушной смеси произошел в 12 ч 55 мин. в 31-м западном штреке на сопряжении с магистральным штреком и распространился навстречу свежей струе вдоль этого штрека (длина 650 м), по воздухоподающему ходку (длина 700 м), по полю 27-й лавы (длина 250 м) и центральному вентиляционному ходку (длина 1300 м) вплоть до загрузочного бункера скипового ствола, об этом свидетельствуют следы ожогов открытых частей тела потерпевших, обугливание оболочки бронированного кабеля, пламенное горение элементов деревянной крепи на сопряжении 27-го восточного штрека с воздухоподающим ходком. Взрывом было охвачено 14 выработок, общая длинна которых составляет более восьми километров. Ни один человек не был спасен благодаря противовзрывным или противопожарным сооружениям. Все сооружения оказались бесполезными. 

Около 13 часов в результате аварии произошло опрокидывание вентиляционной струи и нарушение электроснабжения, телеметрии и контроля газа метана. В 13 часов 19 минут был введен план ликвидации аварии. 

Причиной взрыва явились: 
- Работы по демонтажу концевого барабана ленточного конвейера, которые выполнялись без соответствующего разрешения с грубыми нарушениями ПБ, с применением особо опасных огневых работ. Сварочные работы на этом участке были категорически запрещены. Производить эти работы можно только в околоствольном дворе, а они производились на исходящей струе крыла шахты. 
- Образование пылевоздушной смеси взрывоопасной концентрации, поднятой во взвешенное состоянии угольной пыли кислородом, который под большим давлением выходил из разгермитизированного кислородного баллона. 
- Источником воспламенения и взрыва пылевоздушной смеси явилось горение масла на корпусе редуктора в среде с высоким содержанием кислорода. 
- Наличие взрывоопасных отложений угольной пыли в месте ведения огневых работ, вследствие невыполнения мероприятий по предупреждению и локализации взрывов угольной пыли. 
- Неудовлетворительная организация контроля со стороны лиц общешахтного надзора, служб охраны труда, вентиляции, энергомеханической службы шахты за выполнением мероприятий по борьбе с угольной пылью и безопасным производством огневых работ на шахте. 

Перед взрывом, в конце февраля производилась комплексная проверка шахты работниками территориального управления Госнадзорохрантруда в Луганской области. Были обнаружены более тысячи нарушений ПБ. Когда работала государственная комиссия по расследованию трагедии, то было выявлено уже более двух с половиной тысяч нарушений. 

В результате взрыва погибли 80 человек, 7 человек получили ожоги разной тяжести. 

Директором шахты являлся Владимир Докучаев за которым и прежде числились массовые несчастные случаи на производстве, начиная со взрыва в 1992 году на шахте «Суходольская-Восточная», унесшего тогда жизни 72 человек. За допущенную аварию освобождены от занимаемой должности и уволены с работы: — директор, главный инженер, заместители директора по производству и охране труда, главный механик, начальник участка ВТБ, сменный инженер, начальник участка конвейерного транспорта. Многие руководители служб шахты получили выговора, переведены на нижеоплачиваемую работу. Возбуждено уголовное дело на главного инженера, главного механика и начальника конвейерного транспорта. В результате 2 руководящих работника были осуждены на 5 лет, 2 на 5 лет условно и 1 на 3 года и 6 месяцев. 

3. Взрывы на шахте «Распадская», 8-9 мая 2010 года. 91 погибший
Взрывы на шахте «Распадская» 8—9 мая 2010 года — два взрыва, произошедшие в мае 2010 года на крупнейшей угольной шахте в России. В результате аварии погиб 91 человек (в том числе 20 горноспасателей), более 100 пострадали. 

Первый взрыв раздался 8 мая в 23:40 по местному времени (20:40 мск). Четвертую смену, прибывшую на шахту, под землю не пустили, однако часть из них была задействована на восстановлении поврежденных надземных вентиляционных построек ствола на «Глухой». Там же под землю спустились несколько отделений горноспасателей для разведки и помощи пострадавшим. Масштаб катастрофы еще не был адекватно оценен. 

 

Второй, более сильный взрыв, произошёл 9 мая в 03:45 по местному времени (00:45 мск). В шахте в этот момент оставались 83 человека — 64 шахтера и 19 спасателей. В это время наверху, у входа в шахту, собралась большая группа шахтеров — те, кого только что подняли из-под земли, и новая смена. Именно их и накрыло взрывной волной, которая была настолько мощной, что через вентиляционные колодцы вырвалась на поверхность. Два человека погибло, больше 80 попали в больницу с травмами различной степени тяжести. 

В результате взрывов в шахте возник эндогенный пожар. Взрывами разрушено несколько наземных строений шахты, в том числе здание копра ствола и вентиляционной системы. В декабре 2010 года суд признал 15 шахтеров, находящихся в шахте и до тех пор не поднятых на поверхность, погибшими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




14 мая на центральной площади шахтёрского города Междуреченска Кемеровской области состоялся стихийный траурный митинг по погибшим, в котором приняли участие работники шахты «Распадская», их родственники и жители Междуреченска. На митинг собралось около 3000 человек. Митингующие жаловались на низкую зарплату и плохие условия труда. Они заявили, что вынуждены нарушать технику безопасности, чтобы получить достойную зарплату. 

15 мая было объявлено днём траура в Кемеровской области. Общероссийский траур объявлен не был. 

 

В конце 2010 года Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) предоставила акты о несчастном случае на производстве. В документе указаны причины первого и второго взрывов, а также названы виновники трагедии. Экспертная комиссия ведомства озвучила основные причины возникновения аварии и дальнейшего ее развития - это нарушение пылевого режима шахты; отсутствие должного контроля за признаками самонагревания угля со стороны работников шахты; неисполнение предусмотренных проектами профилактических мероприятий по предотвращению эндогенного нагревания угля; неустойчивость электроснабжения шахты. Также Ростехнадзор назвал 24 виновника трагедии. Среди них служащие шахты различных рангов: обычные механики, начальники участков и экс-директор шахты. 

 

К сентябрю 2011 года из шахты были извлечены 80 тел погибших, 11 оставались не найденными. Пожары продолжались, но аварийный участок был «максимально» сокращён — до 25 км. Участок был изолирован за счёт блокировки вентиляционных отверстий, после чего концентрация кислорода снизилась до уровня 3 %. Но высокое содержания метана — от 30 до 40 %, делает опасным возобновление поисков погибших и проведение каких-либо работ. 

4. Авария на шахте им. Засядько (Украина), 18 ноября 2007 года. 101 погибший
Авария на шахте имени Засядько — катастрофа, которая произошла 18 ноября 2007 года, в 03:11 ночи на шахте имени Засядько. На пласте l 1 на горизонте 1078 при проведении работ произошел взрыв метано-воздушной смеси. Всего в шахте работало 457 горняков . 357 из них подняты на поверхность живыми. 20 ноября на Украине объявлен день траура по погибшим шахтерам. 

 

1-2 декабря 2007 года на том же пласте l 1 произошли очередные взрывы. В результате первого взрыва пострадали 52 горняка, а на следующий день погибли 5 горноспасателей, занимавшихся ликвидацией последствий аварии. 

Взрывы 18 ноября и 1-2 декабря 2007 года произошли на пласте l1. В результате было решено закрыть пласт для ведения горных работ. На базе шахты планировалось создать научный центр для изучения безопасного ведения работ на больших глубинах и газоносных пластах. После третьего взрыва в течение двух недель, было принято решение затопить 13-ю лаву пласта l1. Работы по затоплению начались 3 декабря 2007 года. 

5. Авария на шахте "Ульяновская", 19 марта 2007 года. 110 погибших
Авария на шахте «Ульяновская», расположенной в городе Новокузнецке Кемеровской области, произошла 19 марта 2007 года в 14:19 местного поясного времени. Во время проведения работ была вскрыта зона тектонического нарушения. Тут же произошли обрушение кровли и мощный выброс метана, что бывает всегда в подобных случаях. Аппаратура уловила выброс метана, но шахта не была обесточена из-за блокировки газозащитного оборудования. Комиссия, расследовавшая обстоятельства аварии, пришла к выводу, что рабочие шахты намеренно испортили газозащитное оборудование, сделав это по указанию начальства. Искра, от неисправного кабеля вызвала взрыв. 

В момент взрыва в шахте находились 203 горняка. Погибли 110 человек, 93 выведены на поверхность. По иронии судьбы под землёй, помимо самих горняков, находилось всё руководство шахты — 20 человек (кроме директора, который был в отпуске) и английский специалист, прилетевший проверять рациональность использования валютных кредитов. 

 

Взрыв произошёл на путевом уклоне «Север» пласта 50 (участок 11-бис) на стыке ремонтной и добычной смены. Ударная волна от взрыва была настолько мощной, что угольную пыль буквально выбило из всех выходов шахты, причём над поверхностью она поднялась на несколько метров. Вслед за первым взрывом через 5-7 секунд последовало ещё четыре взрыва, что вызвало обширные обвалы в выработках сразу в нескольких местах. 

Уже в 15.28 к спасательным работам приступили 12 отделений Новокузнецкого горноспасательного отряда. К вечеру прибыли спасатели со всего Кузбасса и соседних регионов. По расчётам горноспасателей, эпицентр взрыва находился на глубине 250 м, в 1,5 км от ствола шахты. 

 

К вечеру из-под завалов были извлечены и подняты на поверхность тела 74 погибших горняков, живыми на поверхность вначале удалось выбраться 83 шахтёрам, затем спасли ещё 10 человек. В забое, по словам спасшихся, стояла жара, духота, ни за что нельзя уцепиться, потому что все предметы были горячими. Надев самоспасатели и выйдя из лавы в основные штреки, уцелевшие после взрыва шахтёры вообще перестали что-либо видеть, так как свет отключился, в воздухе стояла угольная пыль такой плотной завесой, что даже фонари на шахтёрских касках её не просвечивали. Горняки выстроились гуськом и пошли друг за другом на ощупь. Кого-то несли на себе. При этом под завалами ещё оставались более 30 шахтёров. Их поиски затруднялись тем, что в шахте, помимо сильного обрушения, часть выработок была быстро заполнена водой, другая — загазована. Образовавшиеся завалы спасатели разгребали вручную, чтобы не вызвать новых взрывов: из-за сильной загазованности спасатели опасались использовать технику. Почти сразу же была налажена работа вентиляционных систем, что облегчило спасательные мероприятия. Но восстановить нарушенное при взрыве электроснабжение удалось лишь к вечеру. Работы по разбору завалов, поиску горняков и подъёму тел погибших продолжались ещё 21 марта 2007 г. 

В мае 2010 года началось рассмотрение уголовного дела по факту аварии на шахте «Ульяновская». В оглашенном обвинительном заключение главными фигурантами значились инженер-оператор автоматической системы подземного контроля Нина Бычкова и горный диспетчер Владимир Полуянов. Они, как установил суд, знали, что в шахте превышена максимально допустимая концентрация метана, но предпочли это скрыть, специально нарушив работу автоматики, контролирующей содержание газа. Работы они не останавливали, а аварийную ситуацию не ликвидировали. Хотя сами подсудимые говорили, что пытались делать все возможное, чтобы спасти горняков, суд признал их виновными. 26 ноября 2010 года Полуянов отправился в колонию-поселение на 3,5 года, а Бычкова была осуждена на три года условно. 

 

В ходе дальнейшего расследования в следственном комитете пришли к выводу, что ими круг виновных не ограничивается. В октябре 2011 года обвинения были предъявлены сразу девяти должностным лицам, причем среди них не только сотрудники «Ульяновской». Помимо директора шахты и пяти его подчиненных, которым инкриминируется нарушение ведения горных работ, обвинения предъявлены трем сотрудникам местного отдела Ростехнадзора. 

6. Взрыв на шахте "Суньцзявань" (Китай), 14 февраля 2005 года. 214 погибших
14 февраля 2005 года произошел взрыв газа на шахте "Суньцзявань" в городе Фусинь северо-восточной китайской провинции Ляонин. Взрыв произошел а около 15:00 по местному времени, на глубине 242 метра. Погибли 214 человек. 

 

Утром на шахте работали 574 человека, но в 14:00 336 работников ушли. В момент взрыва под землей находились 238 шахтеров. Ранения получили 29 шахтеров. 

 

На месте трагедии работали 180 спасателей, сто из которых прибыли из других китайских городов, таких как Шеньян, Наньпяо, Бэйпяо и Фушунь. На месте трагедии также побывал губернатор провинции Ляонин Чжан Вэньюе. 

7. Авария на шахте Черри (США), 13 ноября 1909 года. 259 погибших
Авария в шахте Черри - пожар в шахте поселка Черри, округ Бюро, Иллинойс, США, случившийся 13 ноября 1909 года. Сгорели или задохнулись в дыму 259 горняков. 

Шахта Черри была открыта в 1905 компанией Chicago, Milwaukee, and St. Paul Railroad, чтобы поставлять уголь для железной дороги. Шахта разрабатывала три горизонтальных пласта, вскрытых двумя вертикальными стволами, расположенными на расстоянии 90 метров друг от друга. Над главным стволом располагался 26-метровый копер с машиной для спуска\подъема клети. Большой вентилятор второстепенного ствола поставлял воздух в шахту. Рабочие состояли в основном из иммигрантов, главным образом — итальянцев, не знающих английского. Также в шахте работали дети с 11 лет. 

 

13 ноября в шахте работало 490 человек, и в один из моментов отказало электрическое освещение. Для того, чтобы продолжить работу, или хотя бы выйти на поверхность, рабочие использовали керосиновые лампы и самодельные факелы. В результате неосторожного обращения с огнем загорелась вагонетка с сеном, которым кормили мулов. Рабочие, часто имевшие дело с небольшими локальными пожарами, не придали этому значения. Вагонетку откатили к вентиляционному стволу и сбросили на третий горизонт, надеясь что огонь погаснет сам собой. Но пламя перекинулось на деревянные конструкции крепи. Серьезность ситуации оценили только в конце смены, когда рабочие собрались у клети, чтобы ехать наверх, а выработки стали быстро наполняться дымом. 

Чтобы погасить пожар, опрокинули воздушную струю, но в результате загорелось помещение вентилятора и лестничное отделение вентиляционного ствола. Около 200 человек успели выбраться на поверхность — часть через вентиляционный ствол, а часть поднявшись в клети. Некоторые из них вернулись в шахту, чтобы помочь своим товарищам. Команда под руководством Джона Банди шесть раз спускалась в клети, вывозя пострадавших. Седьмой спуск оказался фатальным. Машинист подъема не понял сигнал и поднял клеть слишком поздно — спасатели и те, кого они пытались спасти, всего 12 человек, получили смертельные ожоги. 

 

Тогда оба ствола запечатали, перекрыв доступ кислорода не только пламени, но и рабочим. Узнав об этом родственники шахтеров взбунтовались. Руководству пришлось прибегнуть к помощи полиции штата, чтобы восстановить порядок. Тем не менее, под давлением родственников 15-го ноября ствол распечатали. Спасатели попытались проникнуть в шахту, но пожар был еще очень сильным. В течение недели предпринималось еще несколько попыток, но и они заканчивались неудачей. 

Двадцати одному шахтеру удалось спастись в глубине шахты с помощью самодельной перемычки, защищавшей от огня и ядовитого газа. Находясь там без еды, они пили воду, просачивавшуюся в шахту. Через 8 дней они разрушили перемычку и отправились на поиски воды, тут их и обнаружили спасатели. 

Потребовалось около шести месяцев, чтобы поднять все тела из шахты. В Черри почти ежедневно хоронили кого-нибудь из шахтеров. Шахта вновь открылась в 1910 и работала до 1935 года. 

8. Рыковская катастрофа, 18 июня 1908 года. 270 погибших
В восемь часов вечера 18 июня 1908 года на Макарьевском руднике Екатериновского горнопромышленного общества (бывших Рыковских копей) произошел взрыв, который можно назвать апофеозом всех катастроф на рудниках Российской империи. 

На момент начала аварии под землей находились 450 человек и 47 лошадей. По словам очевидцев, находившихся на поверхности, вскоре после спуска ночной смены из ствола шахты вдруг показался огромный клуб черного дыма. Поднявшись высоко над копром, он заполнил все шахтное здание. Это сопровождалось отдаленным гулом. Сообразив, что на шахте произошел взрыв, десятник по откатке вагонов связался по телефону с рудничной администрацией. Окружной инженер Давыдов и его помощник, находившиеся на руднике вместе с администрацией, немедленно прибыли на шахту. 

 

Вскоре из шахты был подан сигнал о подъеме шахтной клети. Часть горняков выбрались на поверхность самостоятельно по подземным выработкам, соединенным с шахтой №7-«Наклонная» Новороссийского общества. Поднявшиеся на поверхность рабочие сообщили, что в шахте произошел взрыв и много народа погибло. 

Тогда под землю спустились заведующий шахтой Дмитрий Левицкий (впоследствии ставший директором Макеевской спасательной станции - прообраза современной ВГСЧ), старший штейгер Иванов и артельщик Кравцов. Увиденная ими картина была не для слабонервных: рудничный двор и обходной квершлаг наполнены рабочими, желавшими выбраться на поверхность. Часть из них были в полном порядке, часть с ожогами и ушибами. Возле клети лежали несколько убитых и тяжелораненых. Трое стволовых силой взрыва были брошены в зумпф шахты (углубление для сбора воды) и там погибли, двое остались в живых, спрятавшись за выступом стены. Здесь же лежало несколько трупов лошадей. 

 

Через полтора часа после взрыва прибыла спасательная команда Макеевской спасательной станции. Ее сотрудники вместе с рабочими рудника занимались подъемом раненых и уже мертвых горняков. От взрыва сразу погибли 150 человек, затем в больнице от последствий отравления метаном еще скончались 120 человек. 270 погибших - таков окончательный итог катастрофы на территории современного Калининского района города Донецка. 

Через 17 лет в номере областной газеты «Диктатура труда» за 21 июля 1925 года были напечатаны воспоминания одного из оставшихся в живых очевидцев той страшной катастрофы 1908 года: 
«Задолго до этого дня мы, старые шахтеры, обращали внимание администрации рудника на скопляющийся газ и указывали на необходимость очистки шахты от скопления газов. Администрация медлила, а газ уже давал о себе знать: свистел, гудел на разные голоса и завывал какую-то адскую мелодию, от которой бросало то в холод, то в жар. Так было и в этот злополучный день. На тысячи ладов, не переставая, свистел и визжал по продольной газ, когда мы шли к своей печке. Газ разыгрывал свою демоническую музыку, от которой у молодых шахтеров поджилки тряслись, да и нас, стариков, охватывал ужас, но нужда и голод заставляли идти туда, где поджидала смерть. 
Не успели мы поработать и двух часов, как привычное ухо уловило какой-то треск. Я прыгнул в печку, куда вскочили еще несколько человек. Не знаю, опытность или инстинкт подсказали нам, что делать дальше, но я нагнулся и стал подымать брезент, и то же самое без всякой команды и приказа сделали и другие. Мы быстро закрыли брезентом вход в печку и так же инстинктивно стали сильно прижимать его, чтобы не было отверстия, куда бы мог проникнуть шедший по галерее газ. А последний, как уже было слышно нам, начал свою разрушительную работу, несущую смерть. 

 

Мы слышали будто раскаты грома; трещало, шумело и как будто что-то катилось по продольной. Как выяснилось после и как мы, старые шахтеры, догадывались, это газ своей стремительной силой разворачивал рельсы, крутил их в кольца и в то же время разбрасывал все стоящее на пути к выходу, т. е. к спуску или стволу. 
Сколько прошло времени, как долго продолжалась разразившаяся, хотя и предвиденная нами катастрофа, определить мы не могли, т. к. мы как будто утратили все чувства, а самые мысли наши притупились: мы потеряли способность о чем либо в этот момент думать или что-либо рассуждать. 
Когда же пришли или стали приходить в чувство и, так сказать, осязать друг друга и поняли, что мы живы, то услышали голоса. Мы хотели двигаться, но ноги не двигались, голова кружилась, нас тошнило, т. к. газ все-таки проник к нам в печку, как ни быстро он пронесся мимо нас по галерее и как ни плотно мы прижимали брезент, защищаясь от него. Товарищи из спасательной команды узнали, что мы находимся в печке. Не то радость, не то пережитый ужас сковал мне язык и все члены, и я пришел в себя уже наверху. Помню только, что внизу ствола были нагромождены рельсы, вагончики и какая-то темная масса не то трупов, не то обгорелых чурбанов. 

 

А наверху я слышал вой, но вой уже не газа, а людей, которые выли на разные голоса и причитывали над трупами погибших. И разносился этот вой и плач по всей степи. 
А трупы все вывозили и вывозили наверх. Сколько их, до сих пор не знаю, т. к. при одной мысли о пережитом ужасе забываешь обо всем окружающем». 

9. Взрыв на шахте «Луизенталь» (Германия), 7 февраля 1962 года. 298 погибших
Крупнейшая авария в Германии произошла 7 февраля 1962 года на шахте «Луизенталь» Саарского бассейна. Взрыв на шахте привел к гибели 298 горняков. Около 90 человек получили тяжелые ранения и увечья. 

На угольной шахте вследствие плохой вентиляции произошел взрыв рудничного газа. На вопрос, кто же виновен в этой катастрофе, один горняк ответил: «Вероятнее всего, плоха все же техника безопасности. Экономят на ней, хотя и уверяют нас, что сделано все. Ведь не первый раз происходит такое на нашей шахте». 

10. Авария на шахте Часнала (Индия), 27 декабря 1975 года. 372 погибших
Авария в шахте Часнала — взрыв газа и последующее затопление шахты в городе Данбад, Индия, произошедшие 27 декабря 1975 года. По официальным данным в результате аварии погибло 372 шахтера. Шахта Chasnala располагалась на северном берегу реки Дамодар, в юго-восточной части каменноугольного бассейна Jharia. Принадлежала компании IISCO (Indian Iron & Steel Company Limited). 

27 декабря 1975 года в первую смену взрыв газа сотряс угольную шахту «Chasnala Sudamdih». Наиболее вероятным источником воспламенения метана стала искра от оборудования. 
Взрыв был настолько серьезным, что шахта разрушилась и вода из вышележащих отработанных и затопленных горизонтов хлынула в шахту со скоростью 26 миллионов тонн в минуту. Шахтеры, выжившие после взрыва, погибли в результате обрушения или утонули, поскольку вода быстро заполнила шахту. 

Для откачки воды из СССР и Польши были доставлены погружные насосы. Спасатели продолжали поиски выживших до 19 января 1976, но их усилия оказались безрезультатны. Большинство тел не было поднято на поверхность. 

Местный профсоюз утверждал, что погибло около 700 человек. Однако, официальный список погибших составлял 372 человека. Учет в шахте велся плохо и реальное количество жертв установить не было возможности. Компания-владелец заявила, что шахта соответствовала международным стандартам строительства и обслуживании горнодобывающих предприятий. Четыре чиновника компании были обвинены в халатности. Следствие длилось 37 лет. За это время двое обвиняемых умерли. В марте 2012 года двое других были приговорены к году заключения и штрафу в 5 тыс. рупий. 

Авария в шахте Часнала стала самой крупной трагедией в истории горной промышленности Индии. Национализация горной промышленности способствовала существенному снижению уровня аварий на горных предприятиях Индии. 

11. Сенгенидский взрыв (Великобритания), 14 октября 1913 года. 439 погибших
Сенгенидский взрыв 14 октября 1913 года — самая крупная авария в шахтах Великобритании, унесшая жизни 439 человек. 

Спрос на валлийский уголь перед Первой мировой войной был огромен, особенно от Королевского флота Великобритании, а также иностранных флотов. Добыча угля в британских угольных шахтах была на пике и, соответственно, случалось большое количество аварий. Наиболее крупная из них произошла в руднике компании en:Universal Colliery. За 12 лет до этой катастрофы, 24 мая 1901 года, при аварии в той же самой шахте погиб 81 шахтёр. 



Наиболее вероятной причиной взрыва метана в начале аварии считают искру в электрическом звонке для подачи сигналов. Взрыв метана поднял облако угольной пыли и стал причиной последующего её взрыва. Шахтеры, не погибшие при взрыве, задохнулись от угарного газа и нехватки кислорода. Звук взрыва был слышен на расстоянии в 11 миль в Кардиффе. 

Спасатели боролись в течение многих дней, чтобы поднять на поверхность тела погибших и раненых. Первые похороны прошли спустя три дня после аварии, но только в середине ноября все тела были извлечены из рудника и похоронены. 

Управляющий и владельцы шахты предстали перед судом, однако его решение разочаровало семьи погибших. Управляющий заплатил штраф 24 фунта стерлингов, все обвинения против владельцев отклонили. Шахта продолжала работать до 1928 года. Памятник погибшим установили только в 1981 году. 

12. Взрыв на шахте «Курьерс» (Франция), 10 марта 1906 года. 1060 погибших
Самая ужасная трагедия в Европе произошла на шахте «Курьерс» в округе Ланс на севере Франции 10 марта 1906 года. Взрыв произошел в забое, в котором работало 1800 шахтеров, 1060 из них – погибли. 

13. Взрыв на шахте Бэньсиху (Китай), 26 апреля 1942 года. 1549 погибших
Угольная шахта Бэньсиху (Хонкэйко), расположенная в Бэньси, Ляонин, Китай, была открыта в 1905 году. Её открыли как рудо- и угледобывающую шахту под объединённым японским и китайским управлением. Со временем шахта всё больше переходила под контроль японцев. В начале 1930-х Япония вторглась на северо-восток Китая, и Ляонин стал частью японского марионеточного государства Маньчжоу-Го. Японцы вынудили китайских шахтёров работать в очень тяжёлых условиях. Не хватало еды, и нечего было одеть. Процветали тиф и холера. Смена длилась 12 часов и больше. Рабочих избивали под выдуманными предлогами, периметр шахты был ограждён и охранялся. Всё это больше напоминало рабский труд. 26 апреля 1942 года в результате взрыва метана и угольной пыли погибли 1549 человек, 34 % шахтёров, работавших в тот день. 

Пламя взрыва вырвалось из ствола шахты. Узнав об аварии, родственники шахтёров поспешили к шахте, но были остановлены японской охраной. Пытаясь потушить пожар, японцы отключили вентиляцию и запечатали ствол, когда ещё не все рабочие были подняты на поверхность. Оставшиеся в шахте оказались в ловушке и задохнулись в дыму. 

Потребовались десять дней, чтобы поднять все тела. Их похоронили в братской могиле неподалёку от шахты. Многих не смогли опознать из-за сильных ожогов. Поначалу японцы сообщали об аварии как о незначительном происшествии и называли число 34 погибших. Позже они установили памятник погибшим, на котором была указана цифра 1327. Истинное число, как полагают, 1549 человек. Из них 31 были японцами, остальные — китайцы. 

При расследовании аварии было установлено, что от короткого замыкания взорвался метан, что вызвало взрыв пыли. Шахта разрабатывала угольные пласты с выходом летучих веществ 18 %. Считалось, что такая пыль невзрывчата и никаких мер для борьбы с ней не принималось. 

Японцы продолжали управлять шахтой до конца Второй мировой войны. После вывода японских войск рабочие взяли шахту под свой контроль. После войны Советский Союз расследовал обстоятельства аварии. В советском докладе говорится, что лишь незначительная часть рабочих погибла непосредственно от взрыва. Большинство задохнулись угарным газом в результате отключения вентиляции и закрытия ствола. 

14. Взрыв на месторождении Фушунь (Китай), 1931 год. Более 3000 погибших
В 1931 году взрыв произошел на месторождении Фушунь. Точно число жертв той катастрофы неизвестно. По различным данным, под землей погибли более 3000 человек. 

 

Фушунь известен в Китае как «город угля», месторождения которого были открыты здесь 2 000 лет назад, но массовая добыча на Фушуньских копях была начата только в 1902 году русскими для снабжения углём КВЖД. С этого времени Фушунь превратился в крупный центр топливной промышленности Китая. 

Источники: ru.wikipedia.orgminingwiki.ruinfodon.org.uafototelegraf.ruria.ru/photolents,ria.ru